Центробанк РФ планирует внести изменения в Единую методику определения суммы расходов на ремонт транспортного средства по ОСАГО.
В ЦБ РФ уже готов проект новой редакции уже существующей методики, которая используется при расчете убытка по ОСАГО.
Основные изменения коснутся порядка формирования справочников и их утверждения. В каждом субъекте РФ теперь будет формироваться свой справочник, актуализация его будет происходить через каждые 3 месяца (ранее – раз в полгода). Прежде чем публиковать новую версию, она должна быть представлена на сайте профессионального объединения страховщиков, изучена и одобрена экспертами.
Проект предусматривает конкретизацию источников, из которых будут браться сведения о ценах на запчасти. Также будет уточнен принцип определения окончательной стоимости, которая будет заноситься в справочник. Эксперт-техник получит право самостоятельного изучения формирования цен на конкретные запчасти.
Другим важным нововведением является изменение порядка определения величины убытка в результате утраты товарной стоимости ТС, которое было повреждено в аварии и впоследствии восстановлено в ремонтной мастерской.
При работе над новым проектом методики специалисты Центробанка учитывали практические предложения, которые высказывали страховщики, автопроизводители, эксперты, дилеры и другие заинтересованные лица.
Регулятор отмечает, что новая редакция Единой методики позволит сделать процесс формирования стоимостных справочников более прозрачным, позволит исключить неоднозначные формулировки, которые не раз становились причиной разногласий в страховом и экспертном сообществе.
Все желающие и заинтересованные лица могут ознакомиться с проектом, прислать свои замечания или предложения до 18 июня.
Руководство Российского союза автостраховщиков подтвердило сотрудничество с Центробанком РФ по вопросу изменения требований к стоимостным справочникам и считает, что их уточнение действительно необходимо. Сформулированные в проекте требования частично уже были реализованы ранее. Например, в декабре прошлого года расчет цен на запчасти начали производить по субъектам РФ, отказавшись от прежнего условного деления на экономические зоны.
Внесение изменений в справочники не изменит цены на автозапчасти в большую или в меньшую сторону. Данные лишь будут уточнены, а это требует небольших корректировок по отдельным позициям. В проекте Методики, разработанном Центробанком РФ, также нет никаких предпосылок для снижения или повышения цен.
РСА подчеркнул важность внесения изменений в справочники, так как они помогут сделать расчет убытка и величины компенсации на ремонт автомашины прозрачным и более доступным для понимания страхователям.
В 2016 году Управлением ФАС Татарстана было выдвинуто обвинение РСА в том, что он занижает цены на детали и нормо-часы в справочниках, которые используются для расчета страховых компенсаций за ремонт поврежденных автотранспортных средств. Сотрудниками УФАС было установлено, что цены на автозапчасти были искусственно занижены почти на 30%, а стоимость материалов указывалась на 25% ниже реальной. Верховный суд Российской Федерации признал факт необоснованного занижения цен в стоимостных справочниках, Российскому союзу автостраховщиков было предписано устранить допущенное им нарушение.
Нововведения, которые будут внесены в методику расчета, позволят избежать таких нарушений в дальнейшем.